20.02.2018 Источник

Техника в небе и на земле

«Мне всегда было интересно заниматься тем, что летает», — признается Сергей Трофимов, генеральный директор ООО «Монитор Софт» — компании, которая уже почти 25 лет занимается автоматизацией деятельности гражданской и государственной авиации, аэропортов и служб управления воздушным движением.

Свое предприятие, расположенное в столице российской авиации – подмосковном Жуковском, он называет малым, однако по масштабу решаемых задач и списку клиентов «Монитор Софт» занимает заметную нишу на рынке программно-аппаратных комплексов для авиационной отрасли. Согласно данным базы «СПАРК», выручка компании в 2016 году превысила 627,7 млн рублей, прибыль – 92 млн руб.

Компания работает в сфере автоматизации деятельности аэропортов, авиакомпаний и авиаподразделений, занимается подготовкой и производством программно-аппаратных комплексов для служб управления воздушным движением, систем управления аэронавигационной информацией.

Сегодня в списке заказчиков предприятия — подразделения Росавиации, Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС, концерн ВКО «Алмаз-Антей», воздушные гавани Московского авиаузла, крупные региональные аэропорты, авиационные службы стран СНГ, крупные российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», «S7», АК «Россия» и другие.

Энтузиазм как основа бизнеса

Началось все еще в 1980-е годы, когда группа молодых выпускников авиационных институтов, охваченных идеей творить что-то своими руками, собралась в Подмосковье в Центральном аэрогидродинамическим институте имени профессора Н. Е. Жуковского.

Перестройка, а с ней и судьбоносный закон о кооперации открыли для молодых исследователей новые возможности и позволили встать на путь предпринимательства.

«Мы были довольно молодыми людьми, которые пришли из разных вузов и уже накопили опыт исследовательских работобъединились и попробовали заняться автоматизацией в смежных отраслях.

Если в ЦАГИ мы в основном занимались созданием летательных аппаратов и приборов для обеспечения их полетов, то потом накопленный опыт позволил нам, создав кооператив, заняться развитием подобных технологий в смежных отраслях, таких как автоматизация управления воздушныv движением и автоматизация деятельности аэропортов», — отмечает Трофимов.

Компьютеры активно входили в повседневную жизнь, а на линии выходили новые самолеты — Ил-96, Ту-204, которые были уже оснащены цифровыми системами управления полетом. Для их нормальной эксплуатации требовалась наземная поддержка в плане создания базы аэронавигационной информации, чтобы они могли автоматически выполнять полет с меньшим участием летчиков: экипажи только начали сокращать с четырех до двух пилотов.

Так предприимчивые исследователи нашли нишу, которую им вполне по силам было занять, и начали решать задачи управления воздушным движением.

«Работать мы сразу начали на договорной основе, конечно, для заказчика это были риски, но мы выполняли задачи поэтапно – небольшими частями, так что результат они видели и понимали, что мы справляемся, поэтому доверяли»,

— отмечает предприниматель.

По существу, уже тогда было заложено два основных направления работы предприятия — аэронавигационная информация для поддержки новых вычислительных систем самолетовождения и автоматизация наземной связи для целей организации управления воздушным движением.

К примеру, раньше экипаж самолета должен был практически вручную прокладывать свой маршрут, собрав всю информацию, а потом передавать план полета в органы управления воздушным движением с помощью телеграфных аппаратов.

Так, в аэропорту Домодедово был целый огромный зал, где стояло порядка 30 телеграфных аппаратов, с которыми работали операторы. «Увидев это, мы предложили сделать компьютерную систему, которая могла бы автоматически готовить маршруты, принимать и передавать информацию. Это была одна из наших первых работ», — делится Трофимов.

Параллельно молодые энтузиасты взялись подготовить наземную базу данных для эксплуатации новых самолетов посредством персональных компьютеров. Это решение позволило сократить количество занятого персонала в пять раз – с 30 до 5-6 человек и значительно упростить процесс.

Прогресс залог успеха

Официально компания «Монитор Софт» была основана в 1993 году. Тогда коллектив состоял из 5-6 человек. Сегодня на предприятии трудится 94 сотрудника, а современная техника позволяет некоторые проекты реализовывать удаленно.

«Мы с готовностью принимаем талантливых студентов на стажировку, для молодых людей это прекрасная мотивация, когда их дипломная работа – не просто скомпилированные сведения, а собственный проект, по факту, реальное решение практической задачи», — отмечает Трофимов.

Сейчас, по его мнению, быть предпринимателем в России одновременно и сложнее, и проще, чем в начале 1990-х.

Проще в плане отчетности: все стало компьютеризировано и не надо посещать налоговую каждый месяц, а благодаря развитию интернета и развития профильных площадок стало легче решать некоторые задачи.

Ряд бизнес-задач помогает решать портал «Бизнес-навигатор МСП». «С помощью этого ресурса мы во-первых, проверяем контрагентов, смотрим какие задолженности у них могут быть, во-вторых, мониторим планы закупок крупнейших компаний с госучастием. Пожалуй, это один из положительных примеров применения такого рода площадок для поддержки небольших предприятий как наше, для того, чтобы можно было двигаться дальше и развивать свой бизнес», — отмечает Трофимов.

Кроме того, компания самостоятельно ищет новых заказчиков, в том числе за счет участия в профильных выставках и форумах. Основная площадка для «Монитор Софт» — это авиационно-космический салон МАКС, однако для развития бизнеса и обмена опытом представили компании много летают и по стране, и зарубеж .

Сложнее стало в плане госрегулирования. Фискальная нагрузка на предпринимателей с годами растет, требования повышаются.

Направление – весь мир

Развитие – необходимая составляющая любого бизнеса,

авиация – несмотря на внешний консерватизм – очень динамично развивающаяся отрасль, и чтобы не отставать от мировых трендов необходима не только работа с контрагентами, реклама и поиск новых заказчиков, но и изучение практики ведущих разработчиков, обмен опытом.

Чтобы понять, что происходит на современных направлениях и куда движется отрасль, представители «Монитор Софта» посещают международные выставки и профильные форумы в Европе. Но новые рынки для себя предпочитают осваивать с другой стороны континента.

В АТР сложилась определенная конъюнктура и на этом направлении компания в ближайшее время ожидает определенных прорывов. «Сейчас тот период, когда можно попробовать работать здесь более активно», — уверен Трофимов. Перспективы для себя компания видит в Индии, Непале, Бангладеш, Лаосе, Индонезии.

«Мы активно продвигаемся по странам СНГ – здесь с нами сотрудничают все, за исключением, наверное, только стран Прибалтики. Все провайдеры аэронавигационных услуг используют наше оборудование — и Белоруссия, и Азербайджан, и весь юг – Таджикистан, Узбекистан, особенно Казахстан – там

мы сделали систему планирования воздушного движения над всей территорией. Казахстан – это все-таки три Франции по территории и для нас это определенная гордость и достаточно серьезное достижение»,

— подчеркивает Трофимов.

В работе малому предприятию из Подмосковья помогло и участие в международных тендерах с крупными международными концернами и такими «монстрами» как Lockheed Martin Aeronautics и Thales Group. «Это затратно, конечно, но подобные траты окупаются за счет полученного опыта, мы пробуем и многому учимся, что потом помогает в работе», — отмечает он.

В планах компании также выход на рынки Латинской Америки. «Потенциал, которым мы здесь располагаем, востребован и на международных рынках, наша ближайшая задача — учиться презентовать этот потенциал и реализовывать его в конкретных проектах», — уверен глава «Монитор Софт».